Младший возраст - важнейший
период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к
новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил
ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается
понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения
со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него
радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к
активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда
младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании,
упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и
ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года
жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого -
поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых
действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая
нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с
младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить
рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего
дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком
деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий,
показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область
самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей
положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия
хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник
особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня
педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать,
назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший
дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям
взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с
предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно
проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют
развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и
какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он
стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без
помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может
не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная
внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и
интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте
проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться
успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.
Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат,
сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без
попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно
отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться
наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв
действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее
воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из
сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет
опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно
смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны
для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется
образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается
только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно
и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется
надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое
внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной
деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на
предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают
влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики,
которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее,
эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в
группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей
в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2
кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует
движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он
умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии,
осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами,
хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник,
объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине,
ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает
приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет
освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет,
пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми,
у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую
игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре
зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь
содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и
с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его
представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно
присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны
высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и
поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым
любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и
поступков.
|